Поиск по этому блогу

среда, 15 мая 2013 г.

Правозащитный взгляд на медиа комплаенс: социальная ответственность СМИ - это нормально!

В России создано несколько неправительственных организаций, которые провозгласили основной целью своей деятельности защиту подрастающего поколения от дурного влияния СМИ, противодействие формированию зависимости детей от компьютерных игр и от Интернета в принципе. Родительские комитеты объединяются в ветеранскими организациями и выводят своих сторонников на митинги протеста. Руководители страны также разделяют эту озабоченность. Минкультуры России подготовило поправки в трудовой кодекс, в соответствии с которыми творческие работники перейдут на конкурсную основу и каждые пять лет должны будут проходить переаттестацию, подтверждая сою профессиональную пригодность.

Журналисты тоже могут перейти на конкурсную основу, однако решение этого вопроса министерство пока оставляет на усмотрение профессионального сообщества. В свою очередь, председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов не оценил широкого жеста и публично выступил против переаттестации журналистов и заявил, что «процедура установки взаимоотношений между владельцем СМИ и журналистом должна решаться по-другому». Как именно "по-другому" неизвестно, реальных предложений по этой больной теме от профессионального сообщество не сформулировано. Да и есть ли они в принципе, 20 лет уже ожидаем?

Чтобы говорить о методах повышения квалификации и последующей аттестации журналистов, для начала нужно признать честно, что медиа – это давно уже не некая духовная и сакральная сфера. Это бизнес, причем крупный прибыльный бизнес. Бизнес, где, как известно, интерес получения прибыли неизбежно ставится превыше всего. Признавая это, мы приходим к тем механизмам, которые регулируют и ограничивают с некоторых пор  именно крупный бизнес. Этот механизм называется комплаенс-контролем. 

Комплаенс  означает соответствие тем требованиям, которые фирма (печатное СМИ, телеканал или интернет-портал) сама заявила в своей уставной деятельности.  Сегодня это еще более актуализировалось в связи с вступлением России в ВТО и с тем,  что крупным фирмам стала небезразлична их репутация, потому что для того,  чтобы поддерживать и развивать международные связи, успешно продавать акции на биржах всего мира, нужно иметь репутацию добросовестного бизнесмена. Причем даже в гражданском кодексе была существенно откорректированна первая статья, где теперь говорится, что «никто не вправе извлекать какое-либо преимущество из своего недобросовестного поведения».  Это означает, что теперь погоня за рейтингом должна быть ограничена некими моральными этическими самоограничениями, которые вводятся на фирме за средства и силами сотрудников этой самой фирмы. Это не цензура, а корпоративная культура и внутреннее саморегулирование журналистского сообщества в данном конкретном коллективе.

И особенно важно с позиции правозащитников, что разрывается многолетний порочный круг тотальной безответственности крупных и богатых медиа магнатов. Получается, что главная ответственность за этическое ведение бизнеса наконец-то перекладывается с подневольных зависимых журналистов на самостоятельных, ответственных и богатых руководителей этого медиа-бизнеса. Они теперь будут должны принимать свое решение исходя из того, какой они видят собственную репутацию, как добросовестных бизнесменов – если они хотят играть по этим новым правилам, они могут играть, могут процветать, могут получать прибыль. Если же они будут нарушать эти правила, то с позиции Высшего Арбитражного Суда России вся прибыль, полученная в результате их «недобросовестного поведения»,  должна быть изъята из этих компаний в пользу жертв, которые будут подавать соответствующие жалобы.

То есть все те многочисленные журналистские этические кодексы, которые давно существуют сегодня, но очевидно не действуют, получат реальное наполнение и материальную заинтересованность в их применении. Поэтому, если трактовать этот подход с позиции глубинных основ правозащиты и фундаментальных интересов самого журналистского сообщества, то именно этот принцип должен быть положен в основу механизма аттестации журналистов, причем без вмешательства государства, но силами их собственных вновь созданных внутрикорпоративных комплаенс-служб.

Комплаенс (англ. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — соответствовать) — в Оксфордском словаре английского языка даётся следующее определение данного термина — действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение. Широко известная в узких кругах процедура принуждения крупного бизнеса к изучению, внедрению и исполнению взятых на себя этических обязательств.

Правовой эксперт Центра правовой помощи журналистам, консультант-эксперт Общественной палаты РФ Борис Пантелеев:


Комментариев нет:

Отправить комментарий